Как открыть расчетный счет? Подробная инструкция

как вести расчетный счет

Для ведения нормальной финансово­хозяйственной деятельности всем юридическим лицам, а также большинству ПБОЮЛ необходим расчетный счет. Рассмотрим порядок открытия расчетного счета, а также обратим внимание на те подводные камни, которые могут возникнуть в ходе осуществлении данной процедуры.

Чтобы открыть расчетный счет, необходимо предъявить в банк свидетельство о постановке на учет в налоговом органе. Это требование пункта 1 статьи 86 НК РФ.

Пример:

ПБОЮЛ Корягин Н. Н. прошел процедуру госрегистрации, однако еще не имеет свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

ПБОЮЛ Корягин Н. Н. не сможет открыть расчетный счет ни в одном банке, пока не получит это свидетельство.

Если банк все же откроет расчетный счет без свидетельства о по­становке на учет в налоговом органе, то он в соответствии с пунктом 1 статьи 132 НК РФ будет оштрафован на сумму 10 000 рублей.

Для открытия расчетного счета необходимо представить как минимум следующий пакет документов:

• заявление на открытие счета, подписанное ПБОЮЛ или должностными лицами организации, имеющими право подписи;

• нотариально заверенные копии документов о государственной регистрации ПБОЮЛ или юридического лица;

• нотариально заверенные копии учредительных документов;

• свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

• нотариально заверенная карточка с образцами подписи и отти­ском печати;

• приказ о назначении директора предприятия для юридических лиц и главного бухгалтера, если данное должностное лицо будет иметь право подписи платежных документов.

Банк в зависимости от осуществляемой политики может потребовать представления дополнительных документов.

Пример:

При открытии расчетного счета банк потребовал заполнить анкету клиента, содержащую основные сведения о владельце счета.

Вот какая ситуация складывается с запросом справки, подтверждающей регистрацию в качестве страхователя в исполнительных органах Фонда социального страхования.

Письмом МНС РФ от 29 января 2001 года № ММ­6­12/80@ указывалось, что законодательством РФ не предусмотрено представление организациями и индивидуальными предпринимателями в банки документа, подтверждающего их регистрацию в государственных внебюджетных фондах, при открытии ими расчетных и иных счетов. Но затем было издано письмо МНС РФ от 18 июля 2002 года № ММ­6­09/1017@ «Об отмене письма МНС России от 29 января 2001 года № ММ­6­12/80@ “О предоставлении организациями и индивидуальными предпринимателями документа, подтверждающего их регистрацию в государственных социальных внебюджетных фондах”».

В письме указывалось: Федеральным законом от 11 февраля 2002 года № 17­ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год» установлено, что банки (другие кредитные организации) открывают расчетные (текущие) и иные счета при предъявлении организациями документов, подтверждающих их регистрацию в качестве страхователей в исполнительных органах фонда.

Письмо ФСС РФ от 25 сентября 2002 года № 02­18/06­6821 «О форме сообщения банков исполнительным органам фонда об открытии или закрытии расчетных (текущих) и иных счетов страхователями» предусматривает, что сообщение в банк представляется на бланке установленной формы. По заполнении первая часть бланка направляется в исполнительный орган фонда по месту регистрации юридического лица — клиента банка, где подшивается в учетное дело страхователя. Вторая часть бланка остается в банке для контроля.

Но с открытием расчетного счета еще нельзя считать, что выполнены все формальности.

И у банка (в 5­дневный срок), и у налогоплательщика (в 7­дневный срок, по счетам, открытым до 2007 года, — в 10­дневный срок) с открытием расчетного счета возникает обязанность сообщить об открытии счета организации, индивидуального предпринимателя в налоговый орган по месту их учета.

Письмо ФНС РФ от 2 сентября 2005 года № ШС­6­24/733@ «Об открытии (закрытии) налогоплательщику счета в банке» разъясняет, что в соответствии с пунктом 2.1 раздела 2 Правил ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, утвержденных Положением Банка России от 5 декабря 2002 года № 205­П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации», открываемые клиентам счета регистрируются в Книге регистрации открытых счетов, в которой должны быть следующие данные: дата открытия счета; дата и номер договора об открытии счета; наименование клиента; наименование (цель) счета; порядок и периодичность выдачи выписок из счета; дата сообщения налоговым органам, фондам об открытии счета; дата закрытия счета.

Таким образом, датой открытия (закрытия) счета клиента следует считать дату соответствующей записи в этой книге.

Обязанность банка сообщить об открытии (закрытии) счета установлена статьей 132 НК РФ, а аналогичная обязанность налогоплательщика — в пункте 2 статьи 23 НК РФ.

За нарушение 7­дневного срока представления в налоговый орган сведений об открытии (закрытии) счета статьей 118 НК РФ предусмотрена ответственность налогоплательщика в виде штрафа в сумме 5000 рублей.

Пример:

ПБОЮЛ Смирнов А. П. и ООО «Миротворец», учредителем которого он является, открыли расчетные счета, однако своевременно не известили об этом налоговый орган.

Нарушив 7­дневный срок подачи извещения об открытии счета в банке, данные лица «заработали» штрафные санкции в размере 5000 руб. — ПБОЮЛ и 5000 руб. — юридическое лицо.

За нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке или иной кредитной организации предусмотрена и административная ответственность. В соответствии со статьей 15.4 КоАП РФ нарушение установленного срока представления в налоговый орган или орган государственного внебюджетного фонда информации об открытии или о закрытии счета в банке или иной кредитной организации влечет административный штраф, налага­емый на должностных лиц, в размере от 10 до 20 МРОТ.

Сразу возникает вопрос: а может ли налогоплательщик быть привлечен в подобных случаях одновременно и к налоговой, и к административной ответственности?

Обратимся к разъяснениям высших судебных инстанций. Пунк­том 2 постановления Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 27 января 2003 года № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъясняется, что ответственность за административные правонарушения в области налогов установлена статьями 15.3–15.9 и 15.11 КоАП РФ. Субъектами ответственности, согласно данным статьям, являются должностные лица организаций. А в силу главы 15, 16 и 18 НК РФ — сами организации, а не их должностные лица. Привлечение же должностных лиц к





административной ответственности не исключает привлечения самих организаций к ответственности, установленной Налоговым кодексом РФ.

То есть вполне возможно применение штрафных санкций и к юридическому лицу, и к должностному лицу данного юридического лица.

А вот в отношении индивидуального предпринимателя ситуа­ция иная.

Обратимся к примечанию к статье 15.3 КоАП РФ. Административная ответственность, установленная за совершение налоговых правонарушений в статьях 15.3–15.9 и 15.11 КоАП РФ, к гражданам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, не применяется. Другими словами, индивидуальный предприниматель за налоговое правонарушение несет ответственность только по Налоговому кодексу РФ. Надо полагать, что в КоАП РФ учтено содержащееся в определении Конституционного суда РФ от 5 июля 2001 года № 130­0 положение о том, что недопустимо привлечение лица к различным видам ответственности за одно и то же правонарушение.

Судам при решении вопросов о разграничении налоговой и иной ответственности физических лиц следует исходить из того, что одно и то же правонарушение не может одновременно квалифицироваться как налоговое и иное, не являющееся налоговым, в связи с чем налогоплательщик — физическое лицо за совершенное им деяние не может быть одновременно привлечен к налоговой и какой­либо иной ответственности.

Пример:

Индивидуальный предприниматель своевременно не известил налоговый орган об открытии счета в банке, за что был привлечен к налоговой ответственности в соответствии со статьей 118 НК РФ. Размер штрафа составил 5000 руб. Он не может быть также привлечен и к административной ответственности, хотя статьей 15.4 КоАП РФ за нарушение сроков извещения об открытии счета предусмотрен штраф в размере от 10 до 20 МРОТ.

Аналогичный подход описан и в письме МНС России от 28 сентября 2001 года № ШС­6­14/734, где указано: физическое лицо не может быть привлечено одновременно к налоговой и административной ответственности, если совершено одно и то же нарушение, т. е. когда совпадает состав правонарушений, предусмотренных налоговым и административным законодательством.

В пункте 34 постановления Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 года № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» указывается следующее. Согласно пункту 1 статьи 108 НК РФ, никто не может быть привлечен к ответ­ственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Налоговым кодексом РФ.

Следовательно, при решении вопросов о разграничении налоговой и иной ответственности физических лиц (п. 7 ст. 101 НК РФ) судам необходимо исходить из того, что одно и то же правоотношение не может одновременно квалифицироваться как налоговое и иное, не являющееся налоговым. Однако если состав правонарушений различен, то лицо может быть привлечено и к налоговой, и к админи­стративной ответственности.

Министерством РФ по налогам и сборам (ныне — Федеральная налоговая служба) издан приказ от 2 апреля 2004 года № САЭ­3­09/255@ «Об утверждении рекомендуемых форм сообщений, используемых при учете сведений о юридических и физических лицах».

Согласно пункту 1 приказа сообщение об открытии (закрытии) счета представляется в налоговый орган по форме № С­09­1 «Сообщение об открытии (закрытии) счета» (приложение № 1 к приказу).

Однако если налоговый орган все­таки будет извещен в установленный законодательством срок об открытии расчетного счета, хоть и не на бланке установленной формы, то штраф налагаться не должен. Ведь мера ответственности предусмотрена за нарушение установленного Налоговым кодексом РФ срока, а не формы сообщения.

Пример 37

ПБОЮЛ Качеев А. В. и ООО «Золушка» открыли расчетные счета, о чем в положенный срок известили налоговый орган. Однако извещение было представлено ими не на бланке установленной формы, а в виде информационного письма.

Несмотря на это, считается, что налогоплательщики известили налоговый орган об открытии расчетного счета и поэтому они не могут быть привлечены к ответственности.

Есть и соответствующая арбитражная практика. При рассмотрении аналогичного дела судом было установлено, что налогоплательщик предоставил налоговому органу информацию об открытии расчетного счета в тот же день. Однако сведения о расчетном счете были указаны в заявлениях о выдаче патента и переводе на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, а не в специально предусмотренном бланке. Таким образом, срок представления указанной информации не был нарушен. Суд, принимая решение в пользу налогоплательщика, указал, что при таких обстоятельствах несоблюдение формы не может служить основанием для привлечения к ответственности по статье 118 НК РФ (постановление ФАС Северо­Западного округа от 1 августа 2000 года № А05­1985/00­119/4). Впрочем, в иной ситуации суд пришел к противоположному выводу.

Вот о чем говорится в постановлении ФАС Московского округа от 4 декабря 2003 года № КА­А40/9831­03.

Индивидуальный предприниматель указал номер открытого расчетного счета на титульном листе Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, полученной предпринимателем в налоговом органе и заверенной сотрудником отдела декларирования налоговой инспекции.

Суд посчитал, что доказательств письменного сообщения налоговому органу об открытии им счета в банке нет. Запись, произведенная предпринимателем на титульном листе Книги учета и доходов, не может свидетельствовать об исполнении им данной обязанности.

Ведение Книги учета доходов и расходов — самостоятельная обязанность налогоплательщика, установленная пунктом 1 статьи 346.24 НК РФ. Записи в данной книге производятся налогоплательщиком; сама книга также находится у налогоплательщика.

Штамп налоговой инспекции на титульном листе книги учета доходов и расходов, а также подпись сотрудника налогового органа свидетельствуют о выдаче предпринимателю данной книги для осуществления установленной законом — статьей 346.24 НК РФ — обязанности налогоплательщика.

Правовых оснований считать произведенную в этой книге запись о расчетном счете исполнением обязанности налогоплательщика, установленной пунктом 2 статьи 23 НК РФ, у суда не имелось.

Исходя из конкретных обстоятельств данного дела и учитывая, что ответчик, указав на титульном листе книги номер расчетного счета в банке, добросовестно заблуждался относительно надлежащего исполнения им обязанности письменно сообщить налоговому органу об открытии счета в банке, суд уменьшил размер штрафа с 5000 до 100 рублей.

Таким образом, извещение об открытии расчетного счета, пусть и поданное не по установленной форме, должно хотя бы остаться у налогового органа.

Информационный партнер ИА Bishelp, "Издательство деловой литературы "Вершина"

Количество просмотров - 14531

Источник: bishelp.ru
Категория: Банки

Другие предложения: