Статья: Как избежать двойного налогообложения (Соколова Е.) ("Аудит и налогообложение", 2006, n 6)

Как избежать двойного налогообложения

"Аудит и налогообложение", 2006, N 6

Сейчас.ру

КАК ИЗБЕЖАТЬ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Как избежать двойного налогообложения своих доходов? Зачет или возврат? Какую из этих процедур можно осуществить в каждом конкретном случае получения доходов на территории иностранного государства? На эти вопросы вы найдете ответы в данной статье.

Российские организации, осуществляющие деятельность и получающие доходы не только в Российской Федерации, но и за ее пределами, могут столкнуться с проблемой двойного налогообложения получаемых ими доходов. Одним из вариантов решения проблемы двойного налогообложения является заключение и ратификация Российской Федерацией международных договоров об избежании двойного налогообложения, положениями которых предусматривается разграничение полномочий договаривающихся государств по налогообложению тех или иных видов доходов (оговоренных соответствующими положениями международных договоров), получаемых резидентами договаривающихся государств.

При получении российской организацией доходов от источников или от осуществления деятельности в иностранном государстве, с которым у Российской Федерации заключено и действует соглашение об избежании двойного налогообложения, российская организация на основании положений такого соглашения может быть либо освобождена от налогообложения на территории этого иностранного государства, либо налогообложение отдельных видов получаемых ею доходов (оговоренных в специальных статьях соглашения, например дивиденды, проценты, роялти) может осуществляться по пониженным (предельным) ставкам, предусмотренным соответствующими положениями соглашения об избежании двойного налогообложения.

Если по каким-либо причинам доходы, полученные российской организацией на территории иностранного государства, с которым у Российской Федерации заключен и действует международный договор, регулирующий вопросы налогообложения, подверглись налогообложению в данном иностранном государстве в полном объеме (то есть по ставкам, установленным внутренним налоговым законодательством иностранного государства) и при этом международным договором предусмотрено льготное налогообложение доходов, полученных российской организацией, то внутренним налоговым законодательством иностранного государства может быть предусмотрена процедура осуществления возврата излишне удержанного налога с доходов российской организации.

В других случаях, например в случае получения российской организацией доходов на территории иностранного государства, с которым у Российской Федерации отсутствует действующее соглашение об избежании двойного налогообложения или по каким-либо причинам российская организация не смогла осуществить процедуру возврата налога, удержанного в государстве, с которым у Российской Федерации имеется действующее соглашение об избежании двойного налогообложения, российская организация на основании ст. 311 НК РФ может зачесть такие суммы налога при уплате ею налога на прибыль в Российской Федерации.

Таким образом, для устранения двойного налогообложения доходов, полученных российской организацией на территории иностранных государств, существует две возможности - возврат и зачет налога.

Возврат налога

Во-первых, процедура возврата налога, удержанного с доходов российской организации на территории иностранного государства, возможна только в случаях, если:

1) российская организация получила доход (подвергшийся налогообложению) от источников или в связи с осуществлением деятельности в иностранном государстве, с которым у РФ заключен и действует международный договор, регулирующий вопросы налогообложения;

2) международным договором предусмотрен льготный режим налогообложения (предельный уровень налогообложения (пониженная ставка налога) или нулевая ставка налога) в отношении конкретных видов доходов, полученных российской организацией от источников за пределами РФ.

Во-вторых, процедура возврата налога может быть осуществлена только в иностранном государстве, в котором произошло налогообложение доходов российской организации, и в соответствии с порядком, установленным внутренним налоговым законодательством иностранного государства и конкретным международным договором, регулирующим вопросы налогообложения (далее - соглашение об избежании двойного налогообложения).

В связи с тем что положения соглашений об избежании двойного налогообложения применяются к лицам, которые являются резидентами одного или обоих договаривающихся государств (между которыми заключено соглашение об избежании двойного налогообложения), российской организации для осуществления процедуры возврата налога необходимо представить в соответствующий налоговый орган иностранного государства, который будет осуществлять процедуру возврата налога, подтверждение своего постоянного местопребывания в РФ.

В настоящее время подтверждение постоянного местопребывания (резидентства) в РФ российских юридических лиц осуществляется в Порядке, утвержденном Приказом ФНС России от 08.09.2005 N САЭ-3-26/439@ (далее - Порядок). Данным Приказом отменено ранее действовавшее Письмо Госналогслужбы России от 30.01.1996 N ВГ-4-06/7н "О подтверждении постоянного местопребывания в Российской Федерации".

В соответствии с утвержденным Порядком подтверждение статуса налогового резидента Российской Федерации может оформляться в форме справки или путем заверения соответствующей формы, установленной законодательством иностранного государства.

Справка, подтверждающая статус организации в качестве налогового резидента РФ, выдается в одном экземпляре и действительна в течение календарного года, в котором выдана. Справка имеет стандартную форму и может быть выдана не только за текущий календарный год, но и за предыдущие годы при условии наличия всех необходимых документов, соответствующих запрашиваемому периоду.

Подтверждение статуса налогового резидента РФ осуществляется только Управлением информационного обеспечения налогового контроля, международного сотрудничества и обмена информацией ФНС России (Управление международного сотрудничества и обмена информацией ФНС России упразднено на основании Приказа ФНС России от 08.02.2006 N САЭ-3-15/80 "О структуре центрального аппарата Федеральной налоговой службы").

Заявления налогоплательщиков по вопросу выдачи подтверждения могут быть направлены в названное Управление по почте либо переданы непосредственно в экспедицию ФНС России .

Почтовый адрес Управления информационного обеспечения налогового контроля, международного сотрудничества и обмена информацией ФНС России: 127381, г. Москва, Неглинная ул. д. 23. Контактный телефон: (495) 913-0019. Приемная ФНС России расположена по адресу: г. Москва, Неглинная ул. д. 23.

Перечень документов, необходимых для получения подтверждения о статусе налогового резидента РФ, определен п. 4 Порядка, согласно которому для получения такого подтверждения российские организации должны представить в Управление информационного обеспечения налогового контроля, международного сотрудничества и обмена информацией ФНС России следующие документы:

а) заявление на бланке организации с указанием:

- календарного года, за который необходимо подтверждение статуса налогового резидента РФ;

- наименования иностранного государства, в налоговый орган которого представляется подтверждение;

- перечня прилагаемых документов.

Заявление должно быть подписано руководителем (главным бухгалтером) организации;

б) копии документов, обосновывающих получение доходов в иностранном государстве. К таким документам относятся:

- договор (контракт);

- решение общего собрания акционеров о выплате дивидендов;

- уставные документы (для целей освобождения средств, направленных организацией своему обособленному подразделению в иностранном государстве, от налогообложения в этом государстве).

Копии указанных документов должны быть подписаны руководителем и заверены печатью организации;

в) копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, заверенная нотариально (не ранее чем за три месяца от даты об ращения организации с заявлением о выдаче подтверждения);

г) копия свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ, ОГРН), заверенная печатью организации и подписью ее руководителя.

Официальное подтверждение статуса налогового резидента Российской Федерации осуществляется Управлением международного сотрудничества и обмена информацией ФНС России в течение 30 календарных дней со дня поступления всех необходимых документов в ФНС России.

Сумма налога, подлежащего возврату

Как уже отмечалось, возврат налога производится в случае, если соглашением об избежании двойного налогообложения, заключенным РФ с иностранным государством (в котором российской организацией получен доход, подвергшийся налогообложению), предусмотрен льготный режим налогообложения в отношении конкретных видов доходов, полученных российской организацией в этом иностранном государстве.

Следовательно, возврат налога, удержанного с доходов российской организации, производится:

1) в полной сумме удержанного налога, если:

- положениями соответствующего международного договора, регулирующего вопросы налогообложения, предусмотрена нулевая ставка в отношении конкретного вида дохода, выплаченного российской организации и подвергшегося налогообложению;

- положениями соглашения об избежании двойного налогообложения предусмотрено налогообложение доходов (выплаченных российской организации и подвергшихся налогообложению в иностранном государстве) только в стране постоянного местопребывания (стране резидентства) получателя дохода (российской организации), то есть только в Российской Федерации;

2) в сумме излишне удержанного налога, если:

- положениями соответствующего международного договора, регулирующего вопросы налогообложения, предусмотрен предельный уровень возможного налогообложения (пониженная ставка) в отношении конкретного вида дохода, выплаченного российской организации и подвергшегося полному (нельготному) налогообложению в соответствии с законодательством иностранного государства.

Пример. Российской организацией, являющейся акционером азербайджанской компании, получен доход в виде дивидендов в сумме 100 000 руб. (для упрощения расчетов все примеры приведены в рублевом выражении), который (в связи с тем что российская организация по каким-либо причинам своевременно не выполнила требования внутреннего налогового законодательства Республики Азербайджан по осуществлению процедуры предварительного (до момента выплаты дохода) освобождения от налогообложения выплачиваемых ей доходов) подвергся налогообложению по ставке, установленной внутренним налоговым законодательством Республики Азербайджан, в размере 15%. Сумма удержанного налога составила 15 000 руб.

Статьей 10 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Азербайджан об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 03.07.1997 предусмотрена ставка для налогообложения доходов в виде дивидендов в размере 10%.

Следовательно, при обращении российской организации в соответствующий налоговый орган Республики Азербайджан для осуществления процедуры возврата излишне удержанного налога с выплаченного ей дохода (льготное налогообложение которого предусмотрено положениями указанного Соглашения об избежании двойного налогообложения) налоговый орган произведет возврат только в сумме излишне удержанного налога, а именно:

100 000 руб. x 15% - 100 000 руб. x 10% = 5000 руб.

Документы, необходимые для осуществления процедуры

возврата налога

Для осуществления процедуры возврата налога, удержанного с доходов российской организации в иностранном государстве, с которым у РФ заключено и действует соглашение об избежании двойного налогообложения, российской организации необходимо представить в соответствующий налоговый орган иностранного государства определенный пакет документов, установленный внутренним налоговым законодательством этого иностранного государства.

Примерный перечень документов таков:

- заявление на возврат по установленной форме (если такая форма предусмотрена внутренним налоговым законодательством иностранного государства);

- подтверждение постоянного местопребывания в РФ;

- копии документов, на основании которых производилась выплата доходов российской организации (договор и т.п.);

- платежные документы, подтверждающие факт перечисления налога в бюджет соответствующего иностранного государства.

Этот перечень может быть дополнен в зависимости от требований внутреннего налогового законодательства каждого конкретного иностранного государства.

Случаи, при которых возврат налога не производится

Возврат налога не производится, если:

1) налог удержан с доходов российской организации, полученных в иностранном государстве, с которым у РФ отсутствует действующее соглашение об избежании двойного налогообложения;

2) налог удержан строго по той ставке, которая предусмотрена соответствующим соглашением об избежании двойного налогообложения для конкретного вида дохода;

3) налог удержан с доходов российской организации, получение которых связано с деятельностью этой российской организации через постоянное представительство в иностранном государстве, в котором получен доход.

Такие доходы, то есть доходы от предпринимательской деятельности через постоянное представительство, в соответствии с положениями международных налоговых соглашений подлежат налогообложению в иностранном государстве по месту осуществления деятельности постоянного представительства;

4) российская организация по каким-либо причинам представила документы (предусмотренные законодательством иностранного государства), необходимые для осуществления процедуры возврата, по истечении срока, в течение которого документы (в соответствии с внутренним законодательством иностранного государства) могут быть представлены для рассмотрения в соответствующий налоговый орган этого иностранного государства. Так, п. 2 ст. 312 НК РФ предусмотрено, что иностранные организации (нерезиденты Российской Федерации) могут подать заявление о возврате сумм ранее удержанных в РФ налогов в течение трех лет с момента окончания налогового периода, в котором им был выплачен доход, подвергшийся налогообложению.

Зачет налога

Зачет налога, уплаченного российской организацией за пределами Российской Федерации, осуществляется при уплате этой организацией налога на прибыль в Российской Федерации.

Зачет производится в соответствии с утвержденным порядком и в случаях, установленных внутренним налоговым законодательством РФ, если налог с доходов российской организации удержан в иностранном государстве, с которым у РФ заключено и действует соглашение об избежании двойного налогообложения, с учетом положений такого соглашения, регулирующего вопросы налогообложения.

Согласно ст. 311 НК РФ доходы, полученные российской организацией от источников за пределами РФ, учитываются при определении ее налоговой базы в полном объеме с учетом расходов, произведенных как в РФ, так и за ее пределами.

Суммы налога, выплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств российской организацией, засчитываются при уплате ею налога на прибыль в РФ.

Таким образом, зачет возможен только при возникновении двойного налогообложения, а именно когда:

1) доход, выплаченный российской организации, подвергся налогообложению у источника выплаты в иностранном государстве, или российская организация, осуществляющая деятельность в иностранном государстве через постоянное представительство, сама в соответствии с налоговым законодательством этого иностранного государства произвела уплату налога с полученных ею в иностранном государстве доходов;

2) полученные доходы и произведенные расходы (если таковые были) учтены российской организацией при расчете ею налоговой базы по налогу на прибыль в РФ.

Следовательно, если доходы, полученные российской организацией за пределами РФ в предыдущих налоговых периодах, не были учтены ею при расчете налоговой базы для уплаты налога на прибыль в России, то уплата налога с указанных доходов российской организации вне территории России не приводит к двойному налогообложению ее доходов в РФ.

Размер налога, подлежащего зачету

В соответствии с п. 3 ст. 311 НК РФ размер засчитываемых сумм налогов, выплаченных российской организацией за пределами РФ, не может превышать сумму налога, подлежащего уплате этой организацией в РФ.

Таким образом, необходимо определить сумму налога с дохода, полученного за пределами России, выше которой налог, фактически уплаченный российской организацией в иностранном государстве, не может быть принят к зачету, то есть необходимо определить предельную сумму зачета, которая отражается по строке 240 листа 02 налоговой декларации по налогу на прибыль, утвержденной Приказом Минфина России от 07.02.2006 N 24н (форма по КНД 1151006).

Предельная сумма зачета определяется в следующем порядке.

К сумме исчисленных в соответствии с российским налоговым законодательством доходов, полученных за пределами РФ, с учетом аналогичным образом исчисленных расходов, произведенных в связи с получением доходов, применяется ставка налога на прибыль по российскому налоговому законодательству. Полученная предельная сумма зачета сравнивается с суммой налога, фактически уплаченного за границей.

В случае превышения предельной суммы зачета над фактически уплаченной в иностранном государстве суммой налога зачет предоставляется на всю сумму налога, то есть сумма налога на прибыль, исчисленная в соответствии с положениями российского налогового законодательства, уменьшается на сумму фактически уплаченного за границей аналогичного налога, что будет составлять сумму налога на прибыль, подлежащую уплате в РФ. Если сумма налога, фактически уплаченного с доходов за границей, превышает предельную сумму зачета, то сумма налога на прибыль в России уменьшается только на исчисленную предельную сумму зачета.

Пример. Российской организацией получены доходы на территории иностранного государства в сумме 100 000 руб. Расходы, произведенные в связи с получением доходов, составили 85 000 руб. Налогооблагаемая база - 15 000 руб. (100 000 - 85 000). Налог на прибыль на территории иностранного государства удержан по ставке 28% и перечислен в бюджет иностранного государства в сумме 4200 руб. (15 000 руб. x 28%).

Определим предельную сумму зачета.

Допустим, что отдельные виды расходов, произведенные российской организацией на территории иностранного государства, в соответствии





с положениями гл. 25 НК РФ не принимаются для целей налогообложения прибыли в РФ, в связи с чем расходы, произведенные российской организацией на территории иностранного государства и учитываемые при исчислении предельной суммы зачета, принимаются в сумме 80 000 руб. Налогооблагаемая база составит 20 000 руб. (100 000 - 80 000). Налог на прибыль по российскому законодательству исчисляется по ставке 24% (п. 1 ст. 284 НК РФ).

Следовательно, предельная сумма зачета составит: 20 000 руб. x 24% = 4800 руб.

Учитывая изложенное, российская организация имеет право предъявить к зачету всю сумму налога на прибыль, удержанную на территории иностранного государства, в размере 4200 руб.

Если бы расходы, произведенные российской организацией на территории иностранного государства, были приняты для целей налогообложения в РФ в соответствии с положениями гл. 25 НК РФ в полной сумме (85 000 руб.), то предельная сумма зачета составила бы:

15 000 руб. (100 000 руб. - 85 000 руб.) x 24% = 3600 руб.

В этом случае российская организация имеет право предъявить к зачету не всю сумму налога на прибыль, уплаченную на территории иностранного государства (4200 руб.), а лишь сумму налога в размере 3600 руб.

Предельная сумма зачета рассчитывается отдельно по каждому виду доходов, полученных от источников за пределами РФ, и по каждому государству, в котором получен доход, исходя из положений гл. 25 НК РФ.

Расчет предельной суммы зачета производится относительно налога по всем видам доходов во всех случаях, то есть независимо от того, имеется или отсутствует между РФ и государством, в котором российская организация получила доход и уплатила с этого дохода налог, соглашение об избежании двойного налогообложения. Исключение составляет доход в виде дивидендов.

Особенности зачета налога на прибыль, удержанного

на территории иностранных государств, с которыми у РФ

заключены и действуют соглашения об избежании

двойного налогообложения

Статьей 7 части первой НК РФ предусмотрено, что если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Налоговым кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров РФ.

Таким образом, в случае применения положений международных налоговых соглашений (то есть при осуществлении процедуры зачета сумм налога, удержанных с доходов российской организации в иностранном государстве, с которым у РФ заключено и действует соглашение об избежании двойного налогообложения) первостепенное значение при решении вопроса о возможности осуществления процедуры зачета налога в РФ имеют положения конкретного международного налогового соглашения.

Как правило, статья международных налоговых соглашений, предусматривающая возможность зачета налога, называется "Методы устранения двойного налогообложения" или "Устранение двойного налогообложения".

Обычно такая статья содержит следующую или аналогичную ей по смыслу формулировку:

"Если резидент России получает доход или владеет имуществом, которые в соответствии с положениями настоящего соглашения (конвенции) могут облагаться налогами в государстве, с которым заключено это оглашение (конвенция), сумма налога на такой доход или такое имущество, подлежащая уплате в этом государстве, вычитается из российского налога, взимаемого с доходов или имущества этого резидента. Такой вычет, однако, не может превышать сумму налога Российской Федерации на доход или имущество, рассчитанного в соответствии с ее налоговым законодательством и правилами".

Следовательно, к зачету в РФ принимаются суммы налога, удержанные за пределами РФ только с тех доходов российской организации, которые действительно в соответствии с положениями конкретного международного налогового соглашения подлежали налогообложению в иностранном государстве, с которым заключено налоговое соглашение.

Как правило, в соответствии с положениями международных налоговых соглашений налогообложению в государстве - источнике дохода налогообложению подлежат:

- доходы от осуществления предпринимательской деятельности через постоянное представительство, находящееся в этом государстве;

- доходы от недвижимого имущества (прямое использование, сдача в аренду);

- доходы от отчуждения имущества;

- доходы в виде дивидендов, в отдельных случаях доходы в виде процентов и роялти. Для таких видов доходов, как правило, предусмотрены пониженные (предельные) ставки налогообложения.

Если в соответствии с международным соглашением доход, полученный российской организацией в иностранном государстве (с которым заключено международное соглашение), не подлежал налогообложению на территории этого иностранного государства, но, несмотря на это, налог с данного дохода был удержан в иностранном государстве - источнике дохода, такой налог не принимается к зачету при уплате налога на прибыль в Российской Федерации.

Для устранения двойного налогообложения в таких случаях используется рассмотренный выше механизм возврата налога, уплаченного в иностранном государстве, с которым у РФ имеется действующее соглашение в области налогообложения.

Пример. Российская организация в 2004 г. осуществляла оказание услуг на территории Республики Казахстан в течение 30 дней. При оплате услуг российской организации источником выплаты дохода (резидентом Казахстана) был удержан налог. В то же время ст. 7 Конвенции между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал от 18.10.1996 (далее - Конвенция) предусмотрено, что прибыль российской организации облагается налогом только в РФ, если только предприятие не осуществляет или не осуществляло предпринимательскую деятельность в Республике Казахстан через расположенное там постоянное учреждение.

При этом для целей Конвенции термин "постоянное учреждение (представительство)" означает постоянное место деятельности, через которое предприятие одного договаривающегося государства полностью или частично осуществляет предпринимательскую деятельность в другом договаривающемся государстве.

Термин "постоянное учреждение", в частности, включает оказание услуг, включая консультационные услуги, оказываемые резидентами через служащих или другой персонал, нанятый резидентом для этих целей, но только если деятельность такого характера продолжается в пределах страны более чем 12 месяцев.

В связи с изложенным налогообложение доходов российской организации у источника выплаты в Республике Казахстан произведено неправомерно, так как деятельность российской организации по оказанию консультационных услуг на территории Республики Казахстан в течение 30 дней не привела к образованию ее постоянного представительства. Следовательно, доходы от оказания названных услуг подлежат налогообложению в России.

В рассматриваемом случае зачет налога, удержанного с доходов российской организации в Республике Казахстан, при уплате ею налога на прибыль в РФ произведен быть не может. В связи с этим российской организации необходимо обратиться в соответствующий налоговый орган Республики Казахстан для осуществления процедуры возврата неправомерно удержанного налога.

Особенности зачета налога, удержанного с дивидендов

Согласно п. 1 ст. 275 НК РФ, если источником дохода налогоплательщика (российской организации) в виде дивидендов (доходов от долевого участия) является иностранная организация, сумма налога в отношении полученных дивидендов определяется налогоплательщиком (российской организацией) самостоятельно исходя из суммы полученных дивидендов и ставки налога, предусмотренной пп. 2 п. 3 ст. 284 НК РФ, то есть по ставке 15%.

Дивидендом признается любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в том числе в виде процентов по привилегированным акциям), по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям) пропорционально долям акционеров (участников) в уставном (складочном) капитале этой организации (п. 1 ст. 43 части первой НК РФ).

К дивидендам также относятся любые доходы, получаемые из источников за пределами РФ, относящиеся к дивидендам в соответствии с законодательствами иностранных государств.

В случае получения российской организацией дивидендов от источника в иностранном государстве, с которым у РФ имеется действующее соглашение об избежании двойного налогообложения, при определении термина "дивиденды" следует в первую очередь руководствоваться определением этого термина, приведенным в соответствующей статье данного соглашения.

Доходы от долевого участия (дивиденды) согласно п. 1 ст. 250 НК РФ признаются внереализационными доходами, учитываемыми при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль в РФ.

Таким образом, на основании ст. ст. 311, 250 НК РФ, а также Инструкции по заполнению налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 07.02.2006 N 24н, по строке 020 листа 02 налоговой декларации по налогу на прибыль (далее - НД), утвержденной тем же Приказом, отражается общая сумма внереализационных доходов, учтенных налогоплательщиком за отчетный (налоговый) период в соответствии со ст. 250 НК РФ (в которую также подлежит включению совокупная сумма дивидендов, полученных российской организацией от источника в иностранном государстве).

Кроме того, совокупная сумма доходов в виде дивидендов, источником которых является иностранная организация, для целей определения суммы налога на прибыль, подлежащего уплате в РФ с данного вида дохода, отражается в специальном листе налоговой декларации по налогу на прибыль российской организации, а именно по строке 010 (с кодом "4" по строке 002) листа 04 НД.

Одновременно в связи с тем что доходы в виде дивидендов облагаются по иной ставке - 15%, они подлежат исключению из суммы налоговой базы, облагаемой по ставке 24%, то есть по строке 070 листа 02 НД ("Доходы, исключаемые из прибыли, отраженной по строке 060 листа 02 налоговой декларации") отражаются, в частности, доходы от долевого участия в иностранных организациях (дивиденды), указываемые по строке 010 (с кодом "4" по строке 002) листа 04 НД.

По строке 050 (с кодом "4" по строке 002) листа 04 НД отражается сумма налога с дивидендов, выплаченная российской организацией на территории иностранного государства и засчитываемая в уплату налога на прибыль в РФ согласно специальной декларации (расчета), принятой налоговым органом.

В каких же случаях российская организация, получившая дивиденды от источника в иностранном государстве, может предъявить к зачету сумму налога, удержанную с этих дивидендов в иностранном государстве?

Пунктом 1 ст. 275 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики, получающие дивиденды от иностранной организации, в том числе через постоянное представительство иностранной организации в РФ, не вправе уменьшить сумму налога, исчисленную в соответствии с вышеуказанными положениями гл. 25 НК РФ, на сумму налога, исчисленную и уплаченную по месту нахождения источника дохода, если иное не предусмотрено международным договором.

Таким образом, если российская организация получила дивиденды от иностранного источника, являющегося резидентом государства, с которым у РФ отсутствует действующее соглашение об избежании двойного налогообложения, то налог, удержанный с таких дивидендов, к зачету в счет уплаты налога на прибыль в РФ не принимается.

Если российская организация получила доход в виде дивидендов от источника в государстве, с которым у РФ заключено соглашение об избежании двойного налогообложения (положениями которого предусмотрена возможность зачета налога в целях избежания двойного налогообложения), и с этих дивидендов источником выплаты в иностранном государстве удержан налог, то сумма удержанного налога может быть принята к зачету в уплату налога на прибыль в РФ, но только в пределах суммы налога, исчисленного по ставке, установленной соглашением.

Сумма налога, возможная для принятия к зачету по доходам в виде дивидендов, исходя из положений соответствующего соглашения об избежании двойного налогообложения, определяется отдельно от ограничений по другим видам доходов и рассчитывается как произведение суммы выплаченных (причитающихся) дивидендов (до налогообложения в иностранном государстве) на ставку налога, предусмотренную положениями соглашения об избежании двойного налогообложения.

Пример. Российская организация получила доход от долевого участия (дивиденды) от источника в Чешской Республике. Размер начисленных дивидендов в пользу российской организации составил 150 000 руб. Источником выплаты удержан налог по ставке 15% в сумме 22 500 руб. (150 000 руб. x 15%).

В отношениях между РФ и Чешской Республикой действует Конвенция об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 17.11.1995 (далее - Конвенция), п. 2 ст. 23 которой предусмотрено, что если резидент РФ получает доход или владеет капиталом, которые в соответствии с положениями Конвенции могут облагаться налогами в Чешской Республике, сумма налога на доход или капитал, подлежащая уплате в Чешской Республике, вычитается из налога, взимаемого с такого лица в РФ.

В соответствии со ст. 10 Конвенции дивиденды, выплачиваемые компанией, которая является резидентом одного договаривающегося государства резиденту другого договаривающегося государства, могут облагаться налогом в том договаривающемся государстве, резидентом которого является компания, выплачивающая дивиденды, и в соответствии с законодательством этого государства. Но если получатель имеет фактическое право на дивиденды, то взимаемый налог не должен превышать 10% от общей суммы дивидендов.

Учитывая изложенное, российская организация, получившая доходы в виде дивидендов от иностранной организации - резидента Чешской Республики, вправе уменьшить сумму налога на прибыль, исчисленную самостоятельно (в соответствии с положениями ст. ст. 275 и 284 НК РФ) с доходов в виде дивидендов по ставке 15%, на сумму налога, исчисленную и уплаченную по месту нахождения источника дохода. При этом зачет может быть произведен только в пределах суммы налога, исчисленного по ставке, установленной ст. 10 Конвенции, то есть только в пределах 10%.

Следовательно, зачет российской организации может быть предоставлен только на сумму налога в размере 15 000 руб. (150 000 руб. x 10%).

Таким образом, по строке 050 (с кодом "4" по строке 002) листа 04 НД российской организацией будет отражена сумма налога с дивидендов, выплаченная на территории Чешской Республики и засчитываемая в уплату налога на прибыль в РФ, только в размере 15 000 руб. (а не 22 500 руб.).

В отношении излишне удержанной чешской организацией суммы налога с доходов российской организации в виде дивидендов (7500 руб. (150 000 руб. x 15% - 150 000 руб. x 10%) российской организации следует обратиться в налоговый орган Чешской Республики для осуществления рассмотренной выше процедуры возврата излишне удержанной суммы налога (так как ст. 10 Конвенции предусмотрена ставка налога с доходов в виде дивидендов не 15, а 10%).

Отдельные соглашения об избежании двойного налогообложения устанавливают различные ставки налогообложения в зависимости от размера и доли участия капитала резидента одного договаривающегося государства в капитале резидента другого договаривающегося государства. В таких случаях при решении вопроса о размере принимаемого к зачету в РФ налога необходимо использовать дополнительные сведения, подтверждающие размер и долю участия российской организации в капитале иностранной компании, выплатившей дивиденды.

Необходимо обратить внимание на то, что сумма налога с дивидендов, полученных от иностранной организации, выплаченная российской организацией на территории иностранного государства, отражается по строке 050 (с кодом "4" по строке 002) листа 04 НД. По строке 240 листа 02 НД в составе сумм налога, принимаемых к зачету в уплату налога на прибыль по ставке 24%, суммы налога с доходов в виде дивидендов не отражаются.

Суммы налога, принимаемые к зачету при уплате налога на прибыль в РФ, отражаются по строкам 050 (с кодом "4" по строке 002) листа 04 НД и 240 листа 02 НД (в зависимости от вида полученного дохода) только на основании специальной декларации (расчета), принятой налоговым органом РФ по месту постановки на учет российской организации.

Что же это за специальная декларация?

Форма налоговой декларации о доходах, полученных российской организацией от источников за пределами РФ, утверждена Приказом МНС России от 23.12.2003 N БГ-3-23/709 (форма по КНД 1151024). Этим же Приказом утверждена и Инструкция по заполнению данной налоговой декларации.

Согласно Инструкции налоговая декларация о доходах, полученных российской организацией от источников за предел

Источник: www.lawmix.ru
Категория: Налоги

Другие предложения: