Как заполнить бухгалтерский баланс правильно?
Бухгалтерский баланс – это отчет о финансовых результатах деятельности и финансовом состоянии организации на определенную дату. На основании данных бухгалтерского баланса осуществляется анализ и оценка платежеспособности, ликвидности, финансовой устойчивости организации, темпов увеличения ее собственного капитала .
Бухгалтерский баланс: основные определения, понятия, содержание
Чтобы понять, как заполнить бухгалтерский баланс, нужно знать, что форма баланса имеет вид двусторонней таблицы. Левая сторона таблицы называется активом, правая - пассивом. В активе отображаются экономические ресурсы, рассматриваемые как возможные доходы, которые фирма может получить в будущем в результате их использования. Активы подразделяются на оборотные и внеоборотные. В пассиве отражены источники формирования средств, которые подразделяются на собственный капитал и привлеченный (обязательства, или кредиторская задолженность ).
Активы и пассивы отражаются в форме баланса в разбивке по видам, составу и размещению. Отдельные показатели (строки) актива и пассива называются статьями бухгалтерского баланса.
В зависимости от срока обращения активы и пассивы подразделяются на краткосрочные и долгосрочные. Срок обращения (погашения) краткосрочных составляет не более 12 месяцев с отчетной даты либо не больше продолжительности операционного цикла, если он превышает 12 месяцев. Все прочие активы и пассивы относятся к долгосрочным.
Главный принцип бухгалтерского баланса – сумма активов в любой момент времени должна соответствовать сумме пассивов. Это обуславливается принципом двойной записи, когда одна и та же операция отражается по кредиту одного счета и дебету другого. Если баланс составлен правильно, то итоги обеих сторон таблицы будут равны.
Бухгалтерский баланс имеет форму, состоящую из пяти разделов, два из которых относятся к активам и три – к пассивам.
I. Внеоборотные активы:
- Нематериальные активы.
- Основные средства.
- Незавершенное производство.
- Доходные вложения в материальные ценности.
- Долгосрочные финансовые вложения.
- Отложенные налоговые активы.
II. Оборотные активы:
- Запасы (сырье, материалы, товары, готовая продукция, расходы будущих периодов).
- НДС по приобретенным ценностям.
- Дебиторская задолженность.
- Краткосрочные финансовые вложения.
- Денежные средства.
III. Капитал и резервы:
- Уставный капитал.
- Собственные акции .
- Добавочный капитал.
- Резервный капитал.
- Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток).
IV. Долгосрочные обязательства:
- Займы и кредиты.
- Отложенные налоговые обязательства.
V. Краткосрочные обязательства:
- Займы и кредиты.
- Кредиторская задолженность.
- Доходы будущих периодов.
- Резервы предстоящих расходов.
Разделы и статьи в структуре баланса расположены в определенной последовательности – по мере роста ликвидности средств.
Правила заполнения бухгалтерского баланса
Перед тем, как заполнить бухгалтерский баланс, нужно сделать проводки по всем хозяйственным операциям за данный период, затем сформировать главную книгу (оборотно-сальдовую ведомость). Статьи баланса заполняются на основании сальдо по счетам, отраженного в главной книге.
При составлении баланса нужно соблюдать следующие правила:
- данные бухгалтерского баланса на начало отчетного года должны находиться в соответствии с данными конца прошлого года
- не допускается зачет между статьями активов и пассивов, кроме тех случаев, когда он предусмотрен соответствующими Положениями по бухгалтерскому учету
- данные соответствующих статей бухгалтерского баланса должны подтверждаться данными расчетов, обязательств и инвентаризации имущества.
Суммы в статьях бухгалтерского баланса указываются в тысячах рублей без десятичных знаков.
Последовательность действий
Сначала на основе данных баланса за предыдущий финансовый год заполняется графа «на начало отчетного периода», затем заполняется графа «на конец отчетного периода», начиная с первого раздела, по каждой его статье, и проставляется итог по первому разделу. Затем заполняется второй раздел и выставляется сумма баланса по двум разделам. Аналогичным способом заполняются все три раздела пассива.
В результате суммарные итоги статей баланса по активу и пассиву должны быть равны между собой.
Другие предложения:
Платежное поручение на уплату налогов. Как правильно оформить и избежать ошибок
Фирма имеет филиалы: как заполнить декларацию по налогу на прибыль
Как составить баланс предприятия на пример